Н.А. Римский – Корсаков

Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакова — это беззаветное и бескорыстное служение искусству, верность своим идеалам.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии, где его отец — бывший губернатор — имел дом. Мать композитора была дочерью крепостной крестьянки. Музыкальные способности ребенка проявились рано. Подобно многим дворянским детям, мальчика стали обучать игре на фортепиано. Старший брат Римского-Корсакова, Воин Андреевич, был военным моряком, он окончил Морской корпус в Петербурге. Туда же в 1856 году поступил и двенадцатилетний Николай.

Занятия в Морском корпусе не особенно привлекали мальчика, хотя до этого он живо интересовался морем, с увлечением читал книги о мореплавателях и в письмах засыпал старшего брата вопросами о морской службе. Причиной охлаждения была казенная обстановка, царившая в корпусе, — \»кадетский дух, унаследованный от николаевских времен\», — как писал впоследствии Римский-Корсаков.

Музыкальные способности мальчика в эти годы развивались не так быстро, как это могло быть в более благоприятной обстановке. По воскресеньям, правда, он брал уроки фортепиано, но упражняться в течение недели не имел возможности. Изредка посещал концерты и оперные спектакли, причем предпочтение отдавал опере. Особенно любил он оперы Глинки. Это увлечение Глинкой разделял и новый его учитель музыки Ф. А. Канилле.
В конце 1861 года Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым. Под руководством Балакирева была начата первая симфония. Правда, сочинение ее вскоре было прервано отъездом Римского-Корсакова.

Окончив в 1862 году Морской корпус, Николай Андреевич отправился в кругосветное плавание на клипере \»Алмаз\». Плавание продолжалось три года.
В 1865 году он вернулся в Петербург. Вскоре закончил свою первую симфонию, и она была с успехом исполнена под управлением Балакирева. С этого года началась напряженная творческая деятельность Римского-Корсакова. В короткий срок были созданы симфоническая картина \»Садко\» (1867), симфоническая сюита \»Антар\» (1868, по восточной сказке О. Сенковского). В эти же годы задумана первая опера — \»Псковитянка\» — на сюжет исторической пьесы Л. Мея. В опере нашла отражение борьба между вольными городами Новгородом и Псковом и царем Иваном IV, стремившимся подчинить их единой государственной власти. В 1873 году \»Псковитянка\» была поставлена. Особенно восторженно приняла оперу студенческая молодежь.
Вскоре Римского-Корсакова пригласили на должность профессора Петербургской консерватории по классам сочинения, инструментовки и руководителем оркестра. И Римский-Корсаков с энтузиазмом сам взялся за изучение этих предметов. Римский-Корсаков работал так много, что друзья его стали даже опасаться, не помешают ли эти \»сухие\» упражнения созданию вдохновенной и живой музыки. И только Чайковский восхищался трудолюбием Римского-Корсакова и написал ему ободряющее письмо: \»Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы прождали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей — все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего „Садко\», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру\».
Тогда же Римский-Корсаков много работал над сборниками русских песен — возник еще один сборник — \»Сто русских народных песен\».
В 1878 году была создана опера \»Майская ночь\». В своем произведении композитор сумел чутко передать поэзию повести Гоголя, колорит теплых, ароматных украинских ночей. В опере использованы подлинные русские и украинские народные напевы.

В 1880 году Римский-Корсаков написал одно из самых прекрасных и вдохновенных своих произведений — оперу \»Снегурочка\».
В 80-е годы Римский-Корсаков стал дирижировать симфоническим оркестром. В эти годы многие из русских музыкантов сблизились с М. П. Беляевым — богатым лесопромышленником и горячим почитателем музыки.

В 1889 году композитор дирижировал двумя концертами за границей на Парижской всемирной выставке. Под его управлением прозвучали произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Глазунова и его собственные сочинения. После того Римского-Корсакова пригласили в Брюссель, где блестящая оркестровая пьеса \»Испанское каприччио\» принесла автору заслуженную славу. В новых произведениях Римского-Корсакова — \»Испанском каприччио\» и \»Шехеразаде\» — его мастерство симфониста достигло высокой зрелости.

Однако в эти годы Римский-Корсаков пережил кризис, который был вызван целым рядом причин. Не могла не повлиять на композитора реакция 80-х годов. Творить в эти годы ему было очень тяжело. В это время написан романс \»Анчар\» на стихотворение Пушкина (его первый вариант). Сильно загружен был Римский-Корсаков и педагогической работой в консерватории, а также в Придворной певческой капелле. Но и в эти трудные годы Римского-Корсакова не покидали надолго вдохновение и трудолюбие. Он создает оперы \»Ночь перед Рождеством\» (1895) и \»Садко\» (1896). Оперу \»Садко\» Римский-Корсаков назвал былиной. Несмотря на музыкальную красоту, опера эта в свое время не была принята к постановке на сцене императорского театра. Впервые эту жемчужину русского искусства зрители услышали со сцены частного театра Мамонтова в Москве.
Тогда же Римский-Корсаков написал много романсов, среди них \»Редеет облаков летучая гряда\» на слова Пушкина, \»Мой голос для тебя\», \»На нивы желтые\», \»Медлительно влекутся дни мои\», цикл \»У моря\». Среди оперных произведений выделяется своим драматизмом \»Царская невеста\» по историко-бытовой драме Л. Мея.
В 1899 году Римский-Корсаков создал чудесную оперу \»Сказка о царе Салтане\» на сюжет одноименной сказки Пушкина.
В 1904 году композитор закончил оперу \»Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии\».

В те годы Римский-Корсаков еще был полон сил и энергии, всего себя отдавал творчеству и педагогической работе. Был он педагогом требовательным, строгим, внимательным, но никогда не был равнодушным. Радовался всему талантливому, умело руководил, терпеливо растил. Человек высокого благородства, передовых взглядов, он был и остается образцом воспитателя и педагога.

События 1905 года глубоко взволновали Римского-Корсакова. В знак солидарности с восставшими студенты консерватории вынесли решение о прекращении занятий. Полиция потребовала от профессоров список зачинщиков. Римский-Корсаков стал на сторону революционно настроенной молодежи. Свое отрицательное отношение к действиям реакционной дирекции композитор выразил в нескольких открытых письмах, напечатанных в газетах. В ответ на это дирекция уволила Римского-Корсакова из консерватории. В знак протеста консерваторию покинули лучшие ее силы: Глазунов, Лядов, Есипова, Блюменфельд и другие. Возмутились все передовые люди России. Ведь Римский-Корсаков был тогда крупнейшим композитором, гордостью русской музыки.

В марте 1905 года силами студентов была поставлена опера Римского-Корсакова \»Кашей бессмертный\». Спектакль вылился в политическую демонстрацию. Полиция прервала митинг в театре и запретила последующее концертное отделение.
За Римским-Корсаковым учредили полицейский надзор, запретили исполнять его произведения. Но дальнейшее развитие революционных событий вынудило дирекцию пойти на уступки и пригласить Римского-Корсакова обратно в консерваторию. Директором ее стал Глазунов.
Под впечатлением революционных событий Римский-Корсаков обработал для симфонического оркестра трудовую бурлацкую песню \»Дубинушка\».
Последняя опера великого композитора — сатирическая сказка \»Золотой петушок\» (по Пушкину). Сам Николай Андреевич писал: \»Додона надеюсь осрамить окончательно\». Это произведение не было допущено цензурой к постановке. В 1908 году Римский-Корсаков скончался от болезни сердца, так и не увидев на сцене свое последнее творение.