Детская музыка

Детскую музыку можно условно разделить на собственно детскую и юношескую. Дело в том, что классическую музыку (именно о ней, прежде всего, пойдет речь), равно как и музыку из мультфильмов и кинолент, ребенок может воспринимать с первых дней своей жизни, а вот понимать проблемы и задачи, которая она ставит перед мыслящим слушателем – только на втором десятке лет. Так собственно детская музыка будет отличаться веселыми мелодиями, фольклорными напевами, это могут быть музыкальные пейзажи, фрагменты из понятных детям произведений (например, «Щелкунчик» Чайковского) и, конечно же, музыкальное оформление мультипликационных фильмов. Последнее очень важно для растущего ребенка – вместе с простой мелодией он запоминает и подсознательно впитывает такие вечные ценности, как дружба, уважение к старшим, стремление созидать и так далее. Фольклорные мотивы также важны для подрастающего поколения, так как представляют собой инструменты познания мира. Русские народные мотивы позволяют ребенку понять и проникнуться собственной культурой, а иностранные – привлекают живейшее внимание и вызывают серию вопросов. Классическая музыка для дошкольника и младшего школьника, несомненно, сопряжена с действием: опера, балет, инсценизация.

Музыка, предназначенная для юношества, более сложная. Сюда уже можно включить музыку из кинолент (носит такое же педагогическое значение, как и музыка из мультфильмов для детей, плюс удовлетворяет желание подражать), а также классические произведения, предназначенные для взрослой аудитории. Это помогает расширить кругозор юного зрителя, поставить перед ним ряд проблем, среди которых и музыкально-эстетическая. Большинство музыкальных произведений относится именно к этой группе, поэтому выделить детских композиторов, как таковых, очень трудно: понимание той или иной вещи это вопрос не возраста, а, скорее, воспитания.

Произведения для детей есть среди работ практически каждого композитора, однако, редко кто полностью посвящал свое творчество детям. Часто подобные произведения композиторы писали для того, чтобы обучить музыке собственных чад, как это было, например, в случае с Иоганном Себастьяном Бахом. К композиторам-педагогам относятся Карл Орф, Дмитрий Кабалевский, Бела Барток, Михаил Сильвестров и другие.

Несмотря на, в общем-то, достаточное количество произведений, понятных юному зрителю, в мире существует всего один детский музыкальный театр. Музыкальный театр имени Н.И. Сац был открыт в 1965 году в Москве и до сих пор пользуется популярностью среди детей и взрослых.

Музыка окружает новое поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Однако, то, что дети будут слушать в том возрасте, когда сами смогут выбирать, зависит во многом от родителей, поэтому не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста – на этом акцент ставят и педагоги, и психологи. Кроме того, исследователями уже давно доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребенка.