Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Белёвского уезда Тульской губернии. В конце 1817 года семья переехала в Петербург. Отец композитора был правителем канцелярии в коммерческом банке. Мать, образованная и одаренная женщина, любила искусство, писала стихи. Некоторые из них даже печатались. В семье Даргомыжских образованию детей придавали большое значение. Как и во многих дворянских семьях, дети воспитывались дома, к ним приглашали учителей.

Любительница поэзии и музыки, мать Даргомыжского разбивала и в своих детях любовь к искусству. Старший брат композитора Эраст был отличным скрипачом. Узы глубокой дружбы связывали Александра Сергеевича с обеими его сестрами — Софьей и Эрминией. Старшая сестра Софья впоследствии стала женой известного художника Степанова, и Даргомыжский жил вместе с семьей сестры. Софья была умна, хозяйственна. Она горячо любила брата Александра и много времени отдавала его делам.

Музыкальные способности маленького Александра проявились рано. С семи лет его стали обучать игре на фортепиано.
С 1821 года учителем музыки Даргомыжского стал А. Т. Данилевский. Уже в десятилетнем возрасте у мальчика появилось стремление к творчеству. Он сочиняет небольшие пьесы для фортепиано и романсы. Однако его учитель относился к этому неодобрительно. Впоследствии композитор написал: \»Считал ли он это неприличным для русского дворянин; или полагал, что я мог бы лучше употребить свое время на заучивание заданного мне фортепианного урока, но всякий раз как я приносил ему на показ новое сочинение, в книжке поведения моего было отмечено: весьма скверно, и я был наказан\».
Помимо занятий на фортепиано Даргомыжский обучался игре на скрипке и пению. И все же фортепианная игра оставалась на первом месте. В то время в России жил известный виртуоз Франц Шоберлехнер, выступления которого пользовались огромным успехом. Его игра произвела на юношу неизгладимое впечатление. Три года Даргомыжский брал у Шоберлехнера уроки игры на фортепиано. Занятия принесли ему немало пользы, и со временем он стал отличным пианистом.
К восемнадцати годам Даргомыжский был уже автором многих сочинений для фортепиано, скрипки, двух квартетов, кантат и романсов. Некоторые из них были напечатаны. Но композиторская техника его была еще недостаточной.
Огромное значение в жизни Даргомыжского сыграла его встреча с Глинкой в 1835 году. Молодые музыканты быстро сблизились, подружились и часто музицировали вместе. В ту пору Глинка работал над оперой \»Иван Сусанин\». Он передал Даргомыжскому тетради с записями лекций своего учителя 3. Дена, и юноша занялся серьезным изучением музыкально-теоретических предметов.
Вскоре Даргомыжский стал работать над оперой \»Эсмеральда\» на сюжет романа Виктора Гюго \»Собор Парижской Богоматери\». В выборе сюжета проявился тогдашний интерес молодого композитора к французской культуре. Оперу \»Эсмеральда\» он закончил в 1841 году. Друзья Даргомыжского — передовые литераторы — приветствовали оперу, но постановка ее затянулась на несколько лет. Опера не удержалась в репертуаре. Композитор тяжело переживал эту неудачу.
По окончании работы над \»Эсмеральдой\» Даргомыжский пишет другие произведения: музыку для любительских спектаклей, кантату \’Торжество Вакха\» на слова Пушкина, позднее переработанную в оперу-балет. Особенно охотно сочинял Даргомыжский романсы. К этому времени он стал признанным в Петербурге преподавателем пения. В его доме устраивались музыкальные вечера, где исполнялась русская музыка, и в свою очередь произведения Глинки и самого Даргомыжского.
Постепенно у Даргомыжского зреет мысль о поездке за границу. Больше всего хотелось ему посетить Париж, познакомится с выдающимися музыкантами. С детских лет его привлекала французская литература и поэзия, французская опера.
В 1844 году Даргомыжский побывал за границей, посетил Берлин, Брюссель, Париж, Вену. Путешествие длилось около полугода. Поездка принесла много новых впечатлений, интересных встреч с музыкантами, композиторами. Даргомыжский с увлечением посещал оперу и театр.
В этот период окончательно сложилось мировоззрение Даргомыжского как художника-реалиста. Наступила пора зрелости. Все это нашло отражение в его творчестве. Именно в эти годы композитор обращается к теме из жизни русских людей, стремится правдиво претворить в музыке живые интонации человеческой речи. По возвращении на родину он приступает к созданию оперы \»Русалка\» на сюжет драмы Пушкина социально-обличительного характера. В это же время он пишет многие превосходные романсы.

Следуя по пути Глинки, он в то же время переосмыслил многие традиционные вокальные жанры и создал новые. Так возникли монологи-размышления \»И скучно и грустно\», \»Мне грустно\» на стихи Лермонтова. Поэзия Лермонтова с ее пафосом гнева и горечи, с ее страстным обличением неприглядной российской действительности особенно привлекает теперь Даргомыжского. Если Глинка, создавая свои романсы, стремился к передаче общего настроения текста, используя для этого кантиленную, напевную мелодию, то Даргомыжский идет иным путем. Его мелодии следуют за всеми тонкими изгибами текста (\»Мне грустно\»), они насыщены \»говорящими\» речевыми интонациями.

В 1853 году по инициативе известного русского музыкального критика и просветителя В. Ф. Одоевского был устроен концерт из произведений Даргомыжского. Успех был огромный. Горячий прием со стороны музыкантов и публики вызвал у композитора новый прилив творческой энергии. Он с энтузиазмом продолжает работу над \»Русалкой\», сам пишет либретто.
Поставленная в 1856 году на сцене Театра-цирка в Петербурге, \»Русалка\» была принята аристократической публикой равнодушно. И только демократически настроенная молодежь встретила оперу сочувственно. Разделились мнения и у критиков.
В конце 50-х годов Даргомыжский сближается с демократическим кружком поэтов и литераторов, принимает энергичное участие в работе сатирического журнала \»Искра\». Тогда же создает песни социально-обличительного характера. Некоторые песни он сочинил на слова В. Курочкина — видного поэта журнала \»Искра\». Среди них драматическая песня \»Старый капрал\» и сатирическая песня \»Червяк\» на стихи Пьера Беранже в переводе Курочкина.
В начале 60-х годов возникли яркие оркестровые пьесы: \»Казачок\», \»Баба-Яга\» и \»Чухонская фантазия\».

В 1864 году Даргомыжский вновь отправился за границу, на этот раз, будучи уже зрелым композитором. В Лейпциге в его честь был устроен музыкальный вечер. Восторженно встречали композитора в Брюсселе, где в концерте были исполнены увертюра к опере \»Русалка\» и симфоническая пьеса \»Казачок\». Затем Даргомыжский посетил Париж, Лондон и в мае 1865 года вернулся в Петербург.
И здесь, на родине, он также получил признание. В 60-е годы заметно изменился состав театральных слушателей: в театр пришла демократическая молодежь со своими, новыми требованиями к искусству. Возобновленная в Петербурге \»Русалка\» была теперь восторженно принята новым зрителем.
В конце 50-х годов возникло содружество композиторов \»Могучая кучка\» во главе с Балакиревым. Даргомыжский сближается с молодыми композиторами балакиревского кружка. В этой дружбе он находит источник творческой энергии, черпает силы для борьбы за новые эстетические идеалы. Композитор начинает работать над оперой \»Каменный гость\» на текст \»маленькой трагедии\» Пушкина. Сочиняет он очень много, с большим вдохновением. Даже тяжелая болезнь не может оторвать его от напряженной работы.

Своей новизной и необычностью опера эта вызывала искренний восторг композиторов \»Могучей кучки\». Яркие характеристики героев пушкинской трагедии Даргомыжский воссоздал посредством напевно-речитативного диалога. Речитатив Даргомыжского выразительный и гибкий, отличается здесь высочайшим мастерством. В опере нет общепринятого деления на номера. В ней преобладает непрерывное, \»сквозное\» развитие мера. Лишь две песни Лауры имеют законченную, закругленную форму. Завершить полностью свою оперу Даргомыжский не успел. Он умер 5 января 1869 года. Похоронили его рядом с могилой Глинки. Согласно завещанию Даргомыжского, оперу \»Каменный гость\» завершил композитор Кюи, а оркестровал Римский- Корсаков. В1872 году композиторы \»Могучей кучки\» добились постановки этой оперы в Петербурге на сцене Мариинского театра.