Трагедия Моцарта и Сальери

Существует миф о том, что в смерти Моцарта виновен Сальери. Легенда о виновности Сальери основана на якобы его признании в отравлении Моцарта. Оба композитора действительно соперничали, однако, вражды, как указывают многие биографы, между ними никогда не существовало. Трагедия Моцарта и Сальери интересует многие умы современности и по настоящее время. Что же это, жуткая трагедия или миф?

Проклятие Сальери

А.Сальери – знаменитый композитор, ученик Глюка, автор многочисленных музыкальных сочинений. Легенда о его виновности в смерти Моцарта стала для Сальери проклятием, даже несмотря на последующие опровержения этого слуха. Да, согласно упоминаниям современников Сальери, открыто в ущерб произведениям Моцарта, продвигал свои сочинения в театрах. Однако, доказательств того, что Сальери признавался в убийстве Моцарта, нет. Между композиторами никогда не существовало никаких конфликтов. Сторонников того, что Сальери действительно причастен к смерти Моцарта, стало ещё больше после его попытки самоубийства и помещения в клинику. Сразу же распространились слухи о том, что Сальери якобы во всём признался. «Тетради» Бетховена, являющегося учеником Сальери, также стали источником распространения слухов. Так, в одной из записей Бетховена прямо указано, что Сальери постоянно говорит о своей виновности в отравлении Моцарта.

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина

Это знаменитая пьеса Пушкина, основанная именно на легенде о причастности Сальери в ранней смерти Моцарта. Это произведение лишь еще больше способствовало распространению этого мифа. Первоначальное название произведение – «Зависть», именно этот порок и лёг в основу трагедии. Пьесу можно отнести к классицизму. Произведение Пушкина довольно краткое, состоит всего из двух сцен, но, несмотря на это затрагивает важные вопросы, раскрывает трагедию героев. Сальери, Моцарт и слепой скрипач – это три действующих лица пьесы. Образы Сальери и Моцарта в произведении Пушкина имеют мало общего с их оригиналами. Поэт воспользовался уже сложившимся в литературе образом Моцарта. По сюжету произведения Сальери отравил Моцарта из-за зависти к его успеху и таланту. Как складывался замысел трагедии Моцарта и Сальери, и что послужило источником сочинения произведения, точных сведений нет. Среди бумаг Пушкина были найдены записи и ссылки на некоторые иностранные журналы, в частности немецкие. Однако, нельзя достоверно утверждать, что именно они послужили источником творения. Некоторые считали, что сослаться на журналы Пушкин мог специально, чтобы дезориентировать тех, кто критиковал основу сюжета. Так или иначе, именно с руки Пушкина имя Сальери стало нарицательным в России обозначающее зависть, которая может привести к коварству и трагедии.