Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) является одним из самых любимых русских композиторов. Он представляет собой искреннее раскрытие эмоций, присущее музыкальному романтизму, а его произведения не просто играют, они живы и радуют слушателя. Воздерживаясь от интеллектуальных закавык, Чайковский не является инноватором с технической точки зрения, но все же его работы никогда не останутся без поклонников: каждое поколение открывает его заново. Чайковский для детей это его оперы. Начиная от потрясающего «Щелкунчика», описывающего в ярких красках мир детской сказки, заканчивая более философским «Евгением Онегиным» это сильные в своей эстетике произведения. Невозможно себе представить русскую оперу, а тем более, детский репертуар без произведений Чайковского.

Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске, Вятской губернии. Был сыном успешного инженера, вместе с братьями и сестрами получил музыкальное образование в Париже. В раннем детстве он не показывал никаких признаков музыкального таланта, но как юный джентльмен должен был посещать подобные занятия. В Санкт-Петербурге он посещал школу юриспруденции, где, во время изучения права, брал и уроки музыки, в том числе и у Гавриила Ломакина. После выпуска он пошел работать клерком в бюро. Вскоре он познакомился с братьями Рубинштейн: Антоном и Николаем, кроме того, что они были композиторами, Антон был вторым после Листа пианистом по технике и славе. В 1862 Антон открывает первую русскую консерваторию, и Чайковский становится ее первым студентом по классу композиции.

В 1866 году Николай приглашает Чайковского пожить в Москве, работая профессором композиции в Московской консерватории. В 1869 году он пишет свои первые работы, выйдя из зоны острой критики Антона Рубинштейна: «Фатум» и «Ромео и Джульетта». При помощи Мили Балакирева он переделывает «Ромео и Джульетту» в 1870 и в 1879 годах.

В семидесятые годы и позднее завязывается дружба между Чайковским и Рубинштейнами с одной стороны, и Могучей Кучкой: Балакиревым, Александром Бородиным, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и Цезарем Куи, с другой. Традиционная борьба между ними является выдумкой некоторых биографов. Чайковский в это время пишет, преподает, издает критические эссе и дирижирует, последнее не очень ему удается. В 1875 году он сочиняет работу, которую потом полюбит весь мир «Концерт для фортепьяно №1». Это произведение может соревноваться по популярности с «Лебединым озером» Чайковского(1876) – самым успешным балетом всех времен и народов.

После несложившейся семейной жизни и развода, Чайковский был вовлечен в отношения другого характера. Через третьих лиц он совершил соглашение с Надеждой фон Мек, очень богатой женщиной, которой нравилась его музыка и сама идея быть его покровительницей, в то время как его грела идея получать ее денежную поддержку. Тринадцать лет она выплачивала ему по шесть тысяч рублей в год. В это время он бросил преподавательскую деятельность и начал поездки за рубеж.

Сами Чайковский и фон Мек никогда специально не встречались, за исключением нескольких случайных встреч. Ей он посвятил свою «Четвертую симфонию» (1877). В 1879 году он закончил «Евгения Онегина», это единственная его опера, которую ставили повсеместно за пределами Советского союза. Его другие работы этого периода «Концерт для скрипки» (1881), «Пятая симфония» (1888) и балет «Спящая красавица»(1889). Теперь слава Чайковского шла по всей Европе и Америке. Чтобы отдохнуть от публичной жизни он удалился в Клин, под Москвой, из-за чего получил прозвище «клинский отшельник».

В 1890 году он заканчивает «Пиковую даму» по произведению А.С. Пушкина, а в конце года от него отказалась вон Мек, что, однако, не помешало ему отправиться в очень успешную поездку в США в 1891. Кроме того, в 1982 году состоялась премьера написанного в 1980 году «Щелкунчика», идея которого изначально была подарена композитору французами. В тот же день в Петербурге состоялась премьера и другого спектакля Чайковского – «Иоланта». Впервые «Шестая симфония» была услышана в октябре 1893 года под дирижерством самого композитора. Приняли ее не очень хорошо, возможно, из-за пробелов в дирижировании.