Глинка

Композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857) был самым ранним и, возможно, самым значимым представителем музыкального национализма в России девятнадцатого века. Его называют отцом русской классической музыки. Несмотря на то, что свои песни и «Руслана и Людмилу» он написал для взрослых, эти произведения постоянно появляются в детском репертуаре. Глинка раскрывает перед юным слушателем красоту мелодий России, а также других стран Европы и Востока. Его авторству также принадлежат музыкальные обработки народных песен и несколько музыкальных пейзажей.

Михаил Иванович родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское, Смоленской области. С тринадцати лет воспитывался в Санкт-Петербурге. Учился он вместе с потомками элиты и постоянно находился в просветительских кругах того времени. Именно там он побывал в атмосфере беспокойства и волнения, которая превалировала в России после демонстрации социальной и военной мощи запада в 1812 году. Говорят, что он симпатизировал декабристским восстаниям 1825 года, но в более поздние годы он оказался достаточно консервативен в своих политических взглядах.

Глинка изучал музыку с приезжающими в Петербург иностранцами. Из всех ни стоит, несомненно, упомянуть о Джоне Филде, как о человеке оказавшем на музыканта огромное влияние, невзирая на то, что наличие у них близкой дружбы – факт весьма спорный. Михаил Иванович также учился в Италии, а в возрасте тридцати трех лет изучал в Берлине теорию и композицию с Зигфридом Денном.

Глинка адаптировал практику итальянских композиторов, которые бывали проездом в Петербурге: он использовал народные истории и мотивы из русского фольклора. По этой причине его первая опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» (1836) рассказывала всем известную историю русского сельчанина, пожертвовавшего собственной жизнью, чтобы завести в дебри польских солдат, идущих против царя. Но, невзирая на то, что на итальянских музыкантов с их фольклорными мотивами Петербург ходил, дебют Глинки он оценил как «музыку для кучеров». Другим опера, наоборот, понравилась. Среди этих других был и царь.

С «Жизнь за царя» Глинка не только открыл важнейшую страницу в музыкальной истории России, но также стал одной из значительнейших личностей романтического национализма в Европе в девятнадцатом веке. Это совпадение первого русского музыкального плода с периодом романтического национализма в западной музыкальной истории оставило неизгладимый след в музыкальных вкусах России, а затем и Советского Союза.

Во второй опере «Руслан и Людмила» (1842) попытки Глинки воссоздать национальный стиль были выражены больше. Те же попытки можно увидеть в его многочисленных песнях, часть из которых написана на слова Александра Сергеевича Пушкина. Глинка также экспериментировал с симфонической музыкой и увертюрами в своем «Камаринском» (фантазия на тему двух русских народных песен). Он создал мелодию, которую позднее назовут первой русской симфонией. Работа над ней была начата в 1834 году, а закончена уже после смерти композитора в 1948 году Виссарионом Шебалиным. Преданность Глинки фольклорным мотивам касалась не только России, он работал со средневосточными, финскими, польскими и итальянскими мелодиями. Нерадушный прием «Руслана и Людмилы» заставил Глинку все больше и больше времени проводить за рубежом.

Глубоко влияние Глинки на развитие современной русской музыки. Он не только романтик и националист в своих идеях, но также и консерватор. С одной стороны он вдохновил Александра Даргомыжского и Мили Балакирева, а с другой – Антона Рубинштейна и Петра Ильича Чайковского.