Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор, прославившийся работами для всех музыкальных инструментов и вокальных форм того времени, включая симфонию, концерт, камерную музыку и, в особенности, оперу. Он представляет свое время как никто другой. Его работы для детей представлены музыкальными пейзажами и рядом пьес.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец, Леопольд Моцарт, был известным композитором и педагогом, а также автором учебника по игре на скрипке, который тогда был в услужении архиепископа зальцбургского. Вместе с сестрой Вольфганг получил настолько интенсивное музыкальное образование, что в возрасте шести лет был уже состоявшимся композитором и клавишным музыкантом. В 1762 году Леопольд представил своего сына ко дворцу императора в Вене, а с 1763 по 1766 сопровождал обоих детей в длительном музыкальном турне по Европе, где они появлялись перед членами французской и английской королевских семей.

В возрасте с десяти до семнадцати лет Моцарт вырос в плане мастерства так, как это, возможно, не удалось бы другим взрослым композиторам. Он провел 1766-1769 годы в Зальцбурге за написанием инструментальных работ и музыки для школьных драм на немецком и латыни, а в 1768 представил свои первые оперы: «Singspiel Bastien und Bastiennе» и опера-буффа «La finta semplice». Отцу вновь пришлось сопровождать четырнадцатилетнего Моцарта в путь. В Италии его приняли хорошо, в Риме он даже стал членом уважаемого рыцарского ордена, будучи посвящен туда самим Папой, и получил членство в болонской филармонической академии, несмотря на то, что кандидаты туда обычно рассматривались по достижению двадцати лет. Во время путешествий он написал такие серьезные оперы, как «Митридат» (1770), «Асканио в Альбе» (1771) и «Луций Сулла» (1772), а также свои первые струнные квартеты. В конце 1771 года в Зальцбурге он возобновил работу над симфониями (No14-21).

Невзирая на длительный продуктивный период Моцарт был недоволен провинциальной Австрией, и в 1777 отправился по новому направлению: Мюнхен, Аугсбург, Манхейм и Париж. После девяти трудных месяцев в Париже Моцарт возвращается домой, будучи в подавленном состоянии. Будучи не в состоянии получить ангажемент в опере, он начинает писать музыку, в основном, для духовых инструментов, чтобы предложить ее в Париже. Среди этих произведений концерт для флейты и арфы, а также камерная музыка, вместе с балетом «Les Petits riens». Кроме того, чтобы заработать деньги, он давал уроки музыки.

Еще раз вернувшись в Зальцбург Моцарт получает место дирижера и скрипача при дворе, но, будучи неудовлетворенным состоянием театра на родине, он целиком погружается в написание инструментальной музыки. В 1780 году Моцарт получает долгожданный заказ от Мюнхенской оперы на опера-сериа «Idomeneo», которую можно назвать одним из величайших успехов композитора. Еще одна работа Моцарта в этом жанре «La clemenza di Tito» (1791), это заказная работа, написанная к коронации в Праге. В отличие от классической опера-серия здесь уже присутствует ряд нововведений.

В области струнных квартетов у Моцарта выделяется две группы произведений, написанных после 1780 года. В 1785 он опубликовал шесть струнных квартетов, посвященных Гайдну, а в 1786 – единственный квартет, посвященный королю Пруссии Фредерику Вильяму – известному виолончелисту. Другая камерная музыка, демонстрирующая высший уровень умения и воображения из Венских годов Моцарта это два квартета для фортепьяно, семь поздних сонат для флейты, последнее трио для фортепьяно и квинтет для фортепьяно и духовыми, а в последние годы – последние струнные квинтеты и квинтет для кларнета. Огромное влияние на Моцарта этого периода оказала музыка Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фредерика Генделя.

Некоторые последние работы, особенно «Симфония Юпитера», «Волшебная флейта», «Реквием» иллюстрируют проснувшийся интерес Моцарта к контрапунктическим техникам того времени. Более значимой, однако, является эволюция Моцарта как театрального композитора, начиная с 1781 года и до самой смерти. Революция в театральном искусстве вообще-то была сделана Глюком, но Моцарт ввел больше инноваций. Он обратился к немецким и итальянским либретто, чтобы смочь изобразить всю глубину драматической экспрессии. Первым результатом на этом поприще было «Похищение Серальйо» (1782), а работая с известным мастером итальянской оперы Лоренцо да Понте, Моцарт пишет «Женитьбу Фигаро» (1786), «Дон Джованни» (1787) и «Cosi fan tutte» (1790).

В своей последней опере «Волшебная флейта» (1971) Моцарт возвращается к немецкой опере, но его средства музыкального выражения близки к псевдо-народням итальянским колоратурам. Сюжет произведения построен на базе сказки, однако проникнут политическими проблемами того времени, включая масонство.