Шуман

Музыка немецкого композитора и критика Роберта Александра Шумана (1810-1856) оказала значительное влияние на буржуазное романтическое движение, по части его ритмического повествования, а также гармонической и лирической экспрессивности. Шуман известен как автор «Альбома для юношества», чем не только внес свой вклад в музыку для детей, но и вдохновил своих последователей в создании похожих произведений.

Шуман родился 8 июня 1810 года в Цвикау. Н был младшим из пяти детей издателя и продавца книг Фридриха Шумана и Джоаны Шуман. Долгие часы Роберт проводил в лавке отца за изучением немецкой литературы. В возрасте семи лет Роберт пошел в частную школу и начал изучать игру на фортепьяно с местным церковным органистом, который познакомил его с работами Баха, Гайдна и Моцарта. К девяти годам Роберт уже начал писать собственные произведения.

Во время обучения в институте (1820-28 гг.) Шуман продолжил занятия с фортепиано, участвуя в концертах и играя в салонах. К 1825 году он совершил такой прогресс в импровизации и композиции, что его отец попробовал пригласить Карла Мария фон Вебера позаниматься с мальчиком, но он отправился в Англию. В 1828 году Шуман начал изучать юриспруденцию по совету матери в Лейпцигском университете. После короткой поездки в Мюнхен, где он познакомился с Гейне, Шуман со всей душой вернулся к занятиям. В 1829 году, чтобы продолжать занятия правом, Шуман перебрался в Гейдельберг, но он не оставлял и занятия фортепиано. Там он зачастил в дом профессора Антона Тибаута, любителя музыки, интересовавшегося произведениями ренессанса и барокко. Летом Шуман отправляется в Швейцарию и Италию, где пишет часть своих «Бабочек» для фортепьяно.

Концерт Николо Паганини в 1830 году во Франкфурте был тем событием, которое окончательно обратило внимание Шумана на музыку. После споров с матерью, он все же добился ее согласие на продолжение уроков с Виком, в результате чего поселился у него дома и сконцентрировал свои усилия над шлифовкой навыков игры на пианино. В 1834 году появилось «Двенадцать симфонических этюдов», а в следующем году были завершены «Карнавал» и «Piano Sonata, Opus 11». Невзирая на полученную славу, он продолжал писать, так появились его «Симфонические этюды», «Сцены из детства», «Крейслериана» и «Фантазия». В феврале 1840 Шуману предложили докторат в Йенском университете, а через месяц он познакомился с Листом, который играл в Лейпциге его «Карнавал», и последующие годы стали высшей точкой в деятельности Шумана как композитора. В 1840 году он написал циклы песен «Мирт», «Жизнь и любовь женщины» и «Любовь поэта». В следующем году появилась «Симфония №1», «Весенняя симфония», а в 1842 – множество концертов камерной музыки, включая три струнных квартета, посвященных Мендельсону.

За этими годами творчества следовал период усталости и истощения, однако визит Гектора Берлиоза в 1843 вдохновил Шумана, и он начал работу над сольными партиями, хором и оркестром для «Рая и пери». Тгда же Мендельсон предлагает ему преподавать в консерватории в Лейпциге. В 1844 Шуман совершает успешную поездку по России. В декабре этого года он переезжает в Дрезден, где знакомится с Рихардом Вагнером, чьей сценической техникой Шуман восхищался больше, нежели самой музыкой. В Лейпциге он основывает общество хорового пения и преподает там, чтобы заработать на жизнь. Здесь он заканчивает концерт для фортепьяно минор, который в 1846 году представит его жена Клара, и «Симфонию №2». В начале 1848 года он заканчивает работу над оперой «Женовева».

Несмотря на ухудшение здоровья, в 1849 году Шуман пишет более двадцати произведений, среди которых и «Альбом для юношества», музыка к «Манфреду» Байрона и группа коротких работ для разных инструментов. В 185 году после переезда в Дюссельдорф, по словам очевидцев «Шуман из гения превращается в талант». Здесь он очень подавлен и подвержен творческим кризисам. В это время он заканчивает «Сцены из «Фауста» Гете», «Лесные сцены» для фортепьяно, бесчисленные песни и «Симфонию №3».

В 1853 году шумановская «Симфония №4» появилась на сцене, но для самого автора единственным ярким пятном в это время был визит Брамса, которым композитор восхищался до глубину души. Приезд освежил его, и он написал «Новые дороги», после чего направился с женой в концертный тур в Ганновер.