Нотный стан

Одно из первых понятий, которые даются детям в музыкальной школе, это нотный стан. Да-да, это те самые горизонтальные полосочки, которыми излинованы нотные тетради. Другое название нотного стана – это нотоносец. Обычно состоит он из 5 параллельно расположенных линий, а между ними располагаются ноты. Реже можно встретить нотные станы с четырьмя, шестью или другим количеством линий. Зависит от того, для какого инструмента предназначены ноты. Бывают даже нотоносцы с одной линейкой или и вовсе без нее. Их обычно используют для хорового пения
В начале первой нотной строке на каждой странице можно увидеть замысловатый значок – это скрипичный или басовый ключ. Скрипичный обычно располагается выше, он имеет спираль посередине и две петельки – сверху и снизу. Басовый ключ рисуется проще, он похож на большую перевернутую букву «С» с двумя точками справа. Дальше на нотном стане можно узнать знаки альтерации – «бемоль», «диез» и т.д. Иногда ноты выходят за пределы нотоносца, тогда сверху или снизу дорисовывают короткие полосочки параллельно основным, и уже на них рисуют ноты.
Палочка, которая рисуется у нот, называется штилем. В зависимости от расположения нот на нотном стане, его рисуют вверх или вниз. Если нота находится в нижней части нотоносца, то он направлен вверх, если в верхней, то, наоборот, вниз.
Если ноты предназначены для пения, то на одном нотном стане могут располагаться сразу две партии. Тогда верхняя записывается штилями вверх, а нижняя, соответственно, штилями вниз. Иногда нотный стан разносят на два для удобства восприятия. Для многих инструментов используется одна нотная строка. В случае с арфой или фортепиано каждые две нотные строки объединяются фигурной скобкой. На верхнем нотоносце располагаются ноты для правой руки, на нижнем – для левой. Расположение нот позволяет совмещать игру двумя руками. А вот для органа партитуры записываются с тремя объединенными нотными строками.
Каждая музыкальная композиция делится на равные промежутки времени – такты. На нотном стане они отсекаются друг от друга при помощи одинарных вертикальных черт, которые пересекают всю нотную строку. Иногда очень длинные такты разбивают внутри пунктирными линиями. Две вертикальные линии обозначают, что произведение окончено. Если речь идет о большой, многосоставной композиции, то двойной чертой может оканчиваться какая-то её часть. А вот если справа от этих двух линий стоит двоеточие, это означает, что последующий участок нужно повторить сразу после знака «две вертикальные линии и двоеточие слева». Такой прием в нотной грамоте называется репризой.