Обозначение тональностей в музыке

Музыкальная теория включает в себя большое количество различных терминов. Обозначение тональностей в музыке является основополагающим профессиональным наименованием. Рассмотрим, что такое тональность, как он определяется, какие существуют ее разновидности, приведем несколько интересных фактов.

Определение тональности

Представим, что вы решили сыграть музыкальную композицию. Вы подобрали ноты, и при выборе нотного текста подметили, что после ключа стоят бемоли и диезы. Необходимо разобраться, что именно они подразумевают. Главные знаки представляют собой символы альтерации, сохраняющиеся в течение всей музыкальной композиции.

По правилам, они выставляются после установки ключа, но до размера, и повторяются на каждой дальнейшей строчке. Главные знаки требуются не только для того, чтобы все время не выписывать их рядом с нотами, что отнимает много времени, но и для того, чтобы музыкальный исполнитель смог выявить тональность, в которой должно исполняться произведение.

Как и многие инструменты, фортепиано имеет темперированный строй. В этой системе единицами исчисления принимаются полутона и тона. За счет деления на эти единицы, от каждого звука на клавиатуре можно создать тональность или минорного, или мажорного направления. Таким образом, были придуманы ладовые формулы минора и мажора.

Именно по этим обозначениям тональности в музыке можно составить от любого звука определенную тональность или в миноре, или в мажоре. Последовательность воспроизведения нот по составленным формулам – это гамма. Большинство музыкантов их играют, чтобы как можно скорее научиться разбирать с тональностями и ключевыми знаками в них.

Из чего состоит тональность?

Тональность имеет две составляющие: наименование звука, к примеру, до, и ладовое наклонение, то есть минор или мажор. Для построения гаммы, следует подобрать один из звуков на клавиатуре, от него вы будете играть по мажорной или минорной формуле.

У некоторых тональностей могут быть определенные взаимосвязи. В таком случае они могут входить в определенные классификации. Например, выделяют параллельные тональности. Их особенностью стало одинаковое число ключевых знаков, но при этом они обладают разным ладовым наклонением. По сути, набор звуков является идентичным, а различие состоит лишь в звуке тоники. В качестве примера приведем тональности до мажор и ля минор – их можно назвать параллельными, так как они имеют одинаковое количество ключевых знаков. Но при этом у них различное ладовое наклонение и тонические звуки.

Помимо параллельной тональности можно назвать также параллельно-переменные лады, они характеризуются тем, что произведение имеет две параллельных тональности, у которых все время меняется лад, то на минорном наклонении, то на мажорном. Этот лад характерен для народной русской музыки.