Музыкальный инструмент виола

Виола – музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнных смычковых. В современном значении под этим названием подразумевается семейство инструментов, которое бытовало в музыкальном искусстве европейских стран в шестнадцатом-восемнадцатом столетиях. Однако к началу девятнадцатого века оно практически было вытеснено из академического исполнения. В двадцатом столетии появился интерес к старинным музыкальным инструментам и музыке, поэтому возродилась профессиональная школа исполнения, а в течение нескольких последних десятков лет виола привлекает внимание и профессиональных композиторов, что позволило рассматривать это семейство как современное.

Первые инструменты семейства виола

В Европе первыми смычковыми инструментами стали родственные между собой византийская лира и ребаб, который проник в Испанию с арабскими завоевателями. На их основании к тринадцатому столетию сформировались уже истинно европейские виела и ребек, впервые описанные в трактате о музыке Моравским. В этот же период времени в европейской музыке стал развиваться новый способ игры на смычковых инструментах, при котором инструмент находился на плече музыканта, а не на ногах, как раньше. Изначально оба метода существовали параллельно друг другу, не зависели от вида инструмента. Позднее с развитием многоголосия в профессиональной музыке возникла потребность в инструментах с более низкими регистрами и крупным корпусом. Игра на них оказалась возможной исключительно в вертикальном положении. Итальянцы стали называть этот способ «да гамба», а горизонтальный – «да брассио».

Большая испанская виола

Среди широкого разнообразия смычковых музыкальных инструментов различных размеров и форм в начале шестнадцатого столетия в Италии доминировала большая испанская виола, которую завез Родриго Борджиа – папа, избранный под именем Александр Шестой.

Виолы получили широкое распространение в западноевропейских странах во времена ренессанса. Они использовались и для сольного исполнения, и для игры в ансамблях. Стандартизация виолы происходила в то же время, что и у скрипок в мастерских итальянских лютье. Школа исполнения виол в тот период развивалась быстрее, чем скрипичная школа. Ранние произведения виольной музыки по техническим сложностям опережают даже современные скрипичные композиции. Эти инструменты в барочные времена применялись в основном в среде аристократов.

Во второй половине восемнадцатого века виолы стали терять свою популярность. Последним знаменитым виолистом, исполнявшим виртуозные композиции, был современник и коллега Гайдна – Фридрих Карл Абель. После кончины музыканта на более чем столетие виолы исчезли с профессиональной музыкальной сцены, продолжая применяться среди поклонников стариной музыки. В двадцатом веке популярность виол снова вернулась на концертные подмостки.