Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский (30 декабря 1904 – 18 февраля 1987) – русский советский композитор. Известен, прежде всего, как один из немногих детских авторов. Сюда относятся его концерты для фортепьяно и ряд песен, а также вариаций на тему русских народных песен. Кабалевский не ограничивался только практическим материалом, он также издал пособие в виде эссе, повествующее о методах музыкального воспитания.

Кабалевский является одним из величайших современных композиторов. Он помог создать союз советских композиторов в Москве и долгое время оставался в нем одной из самых значительных фигур. В творческое наследие композитора входит около пяти опер, четыре симфонии, множество сюит и кантат, а также оперетта «Весна поет» и балет «Золотые колосья». Кроме того, он писал романсы, и известен как автор многочисленных музыкальных рядов к кинолентам «Сестры», «Петербургская ночь», «Восемнадцатый год» и «Аэроград».

Родился Кабалевский в Санкт-Петербурге. Его отец был математиком и уговаривал мальчика изучать точные науки, но еще с раннего юношества тот увлекался искусствами и вскоре стал состоявшимся юным пианистом; он также делал успехи в поэзии и живописи.

В 1925 году наперекор воле отца он поступил в московскую консерваторию под руководство Николая Мясковского, и в 1932 году стал профессором. Во время Второй мировой войны он написал множество патриотических песен, и вступил в коммунистическую партию в 1940 году. Он также написал и исполнял многие вещи для немого кино и театральную музыку.

Большую часть произведений Кабалевского составляют оперы и песни. К операм относится «Кола Брюньон» (1941) по произведению Ромена Роллана, «В огне» (1943), «Семья Тараса» (1950), «Никита Вершинин» (1955) и «Сестры» (1959) по произведению Лаврова.

Его педагогический вклад в русскую музыку неоценим. С 1952 года он находился во главе комиссии музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В 1983 году он основывает журнал «Музыка в школе», где и работает главным редактором до конца жизни. Вообще, тематика юности свойственна творчеству Кабалевского, исследователи называют ее основным из мотивов его работ.

Кабалевский, в отличие от своих современников, был не склонен экспериментировать с гармонией, и предпочитал более удобную диатонику, сплетенную с хроматикой и мажорно-минорными взаимодействиями. В отличие от своего друга композитора Сергея Прокофьева в более поздние годы он принял идеалы соцреализма, что можно увидеть в его послевоенных работах. Он был награжден целым рядом государственных наград за свои музыкальные произведения, включая, как минимум, две сталинских премии.

Кабалевский написал множество популярных легких вещей для оркестра, таких как «Сюита комедиантов» и «Сюита для джазового оркестра» (обе 1940 г.). Он также написал несколько песен, используя тексты стихов Александра Блока и десять сонетов Шекспира.