Барток

Бела Барток (1881-1945) – венгерский композитор и пианист. Его глубинное изучение народных песен не только произвело революцию в этом поле деятельности, но и стало основой его музыкальных работ.

В девятнадцатом веке богатство мадьярской народной музыки было практически неизвестным для венгерских композиторов. Когда Бела Барток впервые открыл для себя мир народных мотивов в 1904 году, он изумился. Глубоко и систематически изучая эти материалы, он получил новый базис для музыкальной эстетики. Собственно говоря, его зрелые работы это соединение венгерской народной музыки и его собственного музыкального языка. Однако признание его творчества опоздало примерно на четверть столетия.

Родился Барток 25 марта 1881 года в Нагужентмилкосе, Венгрия (современнай Санниколол, Румыния). Его отец был директором государственного сельскохозяйственного техникума, а мать – учительницей и пианисткой. Именно она дала Беле его первый урок игры на пианино, когда ему исполнилось пять лет. Вскоре его великий дар пианиста стал очевиден, и в возрасте девяти лет он начал сочинять музыкальные произведения. После поступления в музыкальную академию в Будапеште в 1899 году, его композиторская деятельность на время приостановилась. Но, как бы то ни было, первое представление в Будапеште «Так говорил Заратустра» Рихарда Страуса, вдохновило его на творческие труды. Первым большим детищем Бартока была симфоническая поэма «Коссат» (1903). Тремя годами позже его первая работа, основанная на венгерской сельской музыке, уже была опубликована. Это было «Двадцать венгерских народных песен», который Барток сделал вместе с Золтаном Кодалы – каждый композитор написал по десять песен.

В 1907 году Барток стал профессором по классу фортепиано в музыальной академии Будапешта. Его пребывание в этой должности длилось около тридцати лет, прерываемое только исследованиями народных песен и концертными турам. Его первая жена, Марта Циглер и вторая жена, Дитта Пасзтори, были его студентками. Он никогда не преподавал композицию, боясь того, что это может подставить под удар его собственную творческую работу.

Значимые работы Бартока, написанные в период с 1907 по 1922 включают оперу «Замок Синей Бороды» (1911), первый и второй струнный квартет (1909, 1918), балет «Лесной принц» (1914-16), две сонаты для фортепьяно и скрипки (1921-22) и пантомима «Чудесный мандарин» (1918-1919).

После Первой мировой войны Барток занялся своей карьерой концертирующего пианиста. Он дал первые представления двух своих концертов для фортепьяно (1927, 1930-31). В 1927 году он совершил первый тур в США, но его работы были приняты с критикой. Его значимые произведения этого периода включают такие работы как две рапсодии для фортепиано со скрипкой (1928), четвертый и пятый струнный квартет (1928, 1934) и кантата профана (1930).

Художественные поиски Бартока в это время великолепно резюмированы в его эссе «Влияние сельской музыки на музыку современную» (1931). Там он описывает многочисленные пути преобразования фольклорной музыки в современную. Барток не делает различий между мелодиями, которые изобретает композитор, и теми, которые он заимствует. Он делает акцент на том, что композитор волен использовать любой музыкальный материал. Вопрос оригинальности он оставляет на суд специалистов по музыкальной документации.

В тридцатые годы политическая ситуация в Венгрии становилась все более и более нестабильной. В это время Барток пишет такие важные произведения как соната для двух фортепьяно и перкуссии (1937), контрасты для скрипки, кларнета и фортепиано (1938), концерт для скрипки (1937-38) и шестой струнный квартет (1939). Когда нацисты Германии присоединили Австрию, он понял, что в скором времени ему придется покинуть Венгрию. После смерти матери в 1939 году, последние ниточки, связывавшие его с родиной были разрублены.

В следующем году Барток с женой переехали в Нью-Йорк. Ему дали временное назначение в Колумбийский университет, где он до 1942 года проводил транскрипцию записей сербско-хорватских народных песен из коллекции Парри. Сердечное недомогание, которое не позволяло Бартоку выступать на публике, поставило под угрозу его материальное положение. На счастье он получил достаточную помощь от американского общество композиторов, писателей и публицистов. Его последние работы так и остались недописанными, закончил их один из учеников Бартока, Тибор Серли.

После его смерти, работы Бартока выросли в популярности. Концерт для оркестра, музыка для струнных, перкуссии и арфы, а также соната для двух фортепьяно с перкуссией повсеместно исполнялись и перезаписывались. Его шесть струнных квартетов принадлежат наследию классики двадцатого века, а работа «Микрокосмос» считается стандартным материалом для обучения игре на пианино.