О композиторе

1995 год для выдающегося немецкого композитора Карла Орфа был юбилейным — 100 лет со дня рождения. Прошел он у нас практически незамеченным. Никаких произведений Орфа в филармонических залах не исполнялось (не говоря уже о премьерах его работ). Собственно говоря это и неудивительно .Музыка композитора никогда не была частой гостьей на московской концертной эстраде и на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, подавляющее большинство серьезных любителей музыки ( я не имею в виду специалистов) ответили бы примерно так: «Да, знаем. Трилогию «Триумфы» («Кармина Бурана», Ка- тулли Кармина «Триумф Афродиты») по записи, осуществленной фирмой «Супрафон» (дирижер В.Сметачек) и оперу «Умница», которую поставил в свое время Геннадий Рождественский с Большим симфоническим оркестром и солистами-вокалистами Всесоюзного радио (пластинки с записью этой оперы были выпущены фирмой «Мелодия» в 1965 году). Вот, пожалуй, и все. Ну, кому-то удалось послушать в популярном некогда радиоцикле  «Панорама оперы XX века» еще два оперных произведения Орфа — «Антигону» и «Царя Эдипа». Но пластинки эти были большой редкостью и у нас не продавались».

С именем Карла Орфа у слушателей старшего поколения связано одно из самых сильных художественных потрясений от музыки уходящего столетия. Я говорю о московской премьере кантаты «Кармина Бурана» в июле 1957 года в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Произведение это потрясло всех присутствовавших в Большом зале консерватории нетрадиционностью своего музыкального языка, его яркой образностью, всепокоряющей стихией ритма, смесью мягкой иронии и трепетного лиризма, эпической масштабностью и каким-то безудержным размахом, щедростью красок. Это поистине «колдовская музыка», которая с первых звуков захватывает вас безраздельно.

«Кармина Бурана», впервые исполненная в 1937 году во Франкфур- те-на-Майне,- это подлинный шедевр музыки XX века и безусловно, самое выдающееся и самое известное произведение Карла Орфа. В объемистом каталоге грамзаписей Граммофон » за 1996 год числится свыше 30 исполнительских вариантов, осуществленных крупнейшими дирижерами наших дней.

После громкого успеха «Кармина Бурана» Орф написал музыкальному издателю Шотту: «Вы можете теперь уничтожить все, что я создал раньше и что вы, к сожалению, напечатали. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений». Эти слова принадлежали не молодому композитору, ищущему свое призвание, что было бы, наверное, естественным, а зрелому 42-летнему художнику, в творческом активе которого уже были оперы, кантаты, театральная музыка квартеты, хоры, множество песен.

Широкая слушательская аудитория знает Орфа, главным образом, как автора «Кармина Бурана» .Две другие части его трилогии «Триумфы» стилистически очень близкие знаменитой кантате по музыкальному языку — «Катулли Кармина» и » Триумф Афродиты» — значительно уступают ей в популярности, а если быть искренним, то и по силе художественного воздействия.

Но было бы, конечно, наивно представлять Карла Орфа как «автора одного шедевра», каковыми вошли в историю музыки, скажем Флотов и Масканьи, Понкиелли и Николаи, Байта и Леонкавалло.

Композитор говорил о «Луне»: «Это не детская сказка, наподобие «Гензель и Гретель», и не традиционная опера, в которой перемежаются сентиментальные арии, хоры и ансамбли. Это театр с музыкой, музыкальный театр. Сам сюжет о луне, украденной четырьмя братьями, чтобы скрасить беспросветную ночь своей жизни, очень старой. Его можно найти еще в финском национальном эпосе «Калевала». Современному зрителю эта легенда совершенно неизвестна. Но она полна жизни и движения, что и привлекло меня в этой фантастической истории».