Орф

Немецкий композитор Карл Орф (1895-1982) известен, в основном, только одной из своих работ – композицией хоровых песен под названием «Кармина Бурана», которая отражает совершенство формы и исполнения. Это произведение оригинального мышления Орфа было не просто отдельным музыкальным творением, а частью популярной во всем мире системы музыкального образования, называемую Orff Schulwerk. Так что, в развитие детской музыки Карл Орф внес огромную лепту именно как педагог.

Родился Орф 10 июля 1895 года в Мюнхене, Германия – городе, где он прожил практически всю свою жизнь. Его отец и дед были военными офицерами. Орф очень рано показал признаки музыкальной одаренности, будучи очень необычным ребенком. Он начал обучаться игре на пианино в возрасте пяти лет, посещая, кроме того, уроки игры на органе и виолончели. Но исполнять чужую музыку ему не очень нравилось, сочинять что-то свое – вот что привлекало Орфа. Он написал и поставил несколько кукольных представлений для своей семьи; музыкальная часть включала пианино, скрипку, цитру и глокеншпиль (разновидность металлофона). Искусству композиции он учился самостоятельно, разбирая с матерью произведения классиков.

Когда Орфу было шестнадцать, некоторые его музыкальные произведения были опубликованы. Хоть в них и было влияние Рихарда Штрауса и других современных ему композиторов, но здесь уже прослеживался особый язык композитора. В 1912 году он написал большую хоровую вещь «Так говорил Заратустра», а в следующем году – оперу «Жертвоприношение». Тогда он услышал музыку Клода Дебюсси и начал использовать в своей оркестровке необычное сочетание инструментов.

Другим формирующим этапом для Орфа стал 1915 год, когда он занял место ведущего постановок и дирижера в мюнхенском театре камерной музыки, где он начал обработку шекспировского «Сна в летнюю ночь». Неудивительно, что призыв Карла в немецкую армию в 1917 году, пришелся не ко двору. На войне он был ранен, после чего через некоторое время вернулся в Мюнхен.

Окончательно помогло созреть стилю Орфа изучение музыковедения под руководством двух выдающихся немецких ученых: Генриха Камински и Курта Закса. Его интересовала этническая музыка, а также музыкальные произведения шестнадцатого-семнадцатого веков – редкая, в общем-то, категория. Здесь его очаровали перкуссионные инструменты, и после встречи с Заксом он решает поэкспериментировать с барабанами для исполнения африканских народных мотивов.

В середине двадцатых годов Орф сформулирован концепцию элементарной музыки, которая базировалась на единении искусств: звука, танца, поэзии, образа, замысла и театральных жестов. Как и многие композиторы того времени, он подвергся влиянию Игоря Стравинского, но, в отличие от остальных, его интересовали более поздние работы, где прослеживалась этническая, ритуальная канва («Свадьбы»). Он также начал адаптировать музыкальные произведения прошлых веков для современного театрального исполнения, как это было с «Орфеем».

Орф показал себя и как преподаватель. Вместе с танцовщицей Дороти Гюнтер он открыл школу в Мюнхене в 1925 году, где преподавали прогрессивный танец и гимнастику, обучая детей как создавать музыку, так и двигаться под нее. Для школы Орф создал новые материалы, где были адаптации немецких народных песен и упражнения на перкуссии. Эти материалы он назвал «Обучающим методом Орфа» (Orff-Schulwerk) и постепенно начал публиковать их с 1932 по 1935 год.

В районе 1930 года Орф был очарован любовной поэзией на латыни. Он написал два ряда хоровых песен для текстов древнеримского поэта Катуллуса, в 1930-31 годах, под названием «Катулли Кармина» (Песни Катулла). Это был первый этап создания шедевра орфа «Кармина Бурана» в 1937 году. Основой для этой работы послужили стихи из свитка, хранящегося в Баварском монастыре, написанные студентами, проповедующими довольно мирской взгляд на мир и периодически иронизирующими над религией. Орф открывает действие хором, обращающимся к Фортуне, римской богине удачи, наполняя работу живыми ритмами и хорами взрослых и детей. Эта работа получила огромное признание публики, которое за семь десятилетий не стало меньше. Орф представил «Кармина Бурана» как настоящий пик своей карьеры и приказал издателю уничтожить все предыдущие работы, и тот, к сожалению, послушался.

Во время подъема нацизма, Орф остался в Германии. Тогда он претерпевал жесткую критику от политически настроенных деятелей. Композитор не принял идеи нацизма, поэтому его произведения не пользовались популярностью среди гитлеровского аппарата.

После Второй мировой войны он вновь взялся за изучение древних текстов и скомпоновал остальные песни Катулла, а также новое произведение «Триумф Афродиты» в большое театральное представление в трех частях «Триумфы». На базе немецких сказок он написал еще две работы для театра: «Луна» (1938) и «Умная девочка: история Короля и Умной девочки» (1942). Большинство из поздних работ Орфа: «Антигона» (1949), «Царь Эдип» (1958), «Прометей прикованный» (1967), «Пьеса о конце света» (1971) были посвящены темам античности.