Асафьев

Борис Владимирович Асафьев (1884–1949) – русский композитор и музыковед. Он был учеником Римского-Корсакова и Лядова, помог организовывать изучение музыки в Петрогораде после революции, и был профессором Ленинградской консерватории, а затем председателем союза советских композиторов. Его сочинения включают в себя оперы, балеты и музыку для оркестра, но больше он запомнился своими музыкальными исследованиями, посвященными творчеству Стравинского и других русских композиторов, которые служат базой для аналитических трудов.

Родился Борис Владимирович Асафьев 17 июля 1884 года в Петербурге. Учился сначала на историческом факультете Петербургского университета, а оттуда в 1910 году пошел учиться композиции в Петербургскую консерваторию. Его преподавателем был Анатолий Константинович Лядов – известный преподаватель, дирижер, член кружка Беляева, автор симфонической поэмы «Скорбная песнь» и произведений для оркестра «Баба-Яга» (1891 — 1904) и «Кикимора» (1909). Во время учебы Асафьев подружился с Мясковским и Прокофьевым. Невзирая на то, что вскоре их пути разошлись, Асафьев продолжал дружить с Прокофьевым и был среди тех, кто предлагал композитору остаться в СССР в тридцатых годах. Когда Прокофьев считался спорным и неинтересным автором в Советском Союзе, Асафьев продолжал отстаивать свою точку зрения, считая его самобытным композитором.

С 1910 года началась работа Асафьева по культурной линии. В течение одиннадцати лет он работал в Институте истории искусств в Ленинграде, а после 1925 преподавал в Ленинградской консерватории. Эти годы стали самыми плодотворными в его творчестве – он много пишет не только о музыке, но и о живописи. К работам того периода относятся очерки «Русская музыка от начала XIX столетия» (1930), а также серия монографий об известных русских композиторах, и многие другие. Вообще, его считают одной из самых выдающихся персон отечественного музыковедения.

Однако Асафьев это не только писатель, но еще и композитор. В творчестве он предпочитает использовать мотивы русских классиков: Пушкина и Лермонтова. По ним он пишет такие балеты, как «Барышня-крестьянка», «Ашик-Кериб», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и другие. Свои коррективы Асафьев внес в детище Мусоргского «Борис Годунов».

Творческая поездка по советским просторам 1926 года внесла интересный нюанс в музыкальное творчество Асафьева. Во время турне ему предложили попробовать свои силы в игре на гитаре, что он и сделал. Долгое время эти произведения оставались никому неизвестными, пока не были найдены уже после смерти композитора. Так что, кроме балетов, опер и симфоний, оказалось, что он писал гитарные этюды, прелюдии и романсы.

Несмотря на имеющуюся возможность, в отличие от других деятелей культуры, не был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Более того, в это время он плодотворно работает, начав свой масштабный труд на тему русской музыки «Мысли и думы».

В 1943 году он переезжает в Москву, где и живет до конца своей жизни. Именно здесь ему предлагают стать председателем союза композиторов. Он продолжает писать очерки по музыковедению, однако им так и не суждено будет быть напечатанным полностью. Не существует полного собрания публицистических работ Асафьева и по сей день.