Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) стал ключевой фигурой современной классической музыки. Он был профессионалом во многих жанрах и профессионалом игры. Его работы с уверенностью можно назвать самыми исполняемыми среди композиторов двадцатого века. Несмотря на то, что как автора детских музыкальных произведений, о нем говорят, по большей части, только как о композиторе симфонической сказки «Петя и волк», у него есть масса других, не менее интересных вещей. Среди них балет «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Музыка для детей».

Прокофьев родился в селе Сосновка в Екатеринославской губернии в Украине, где его отец был управителем имения Сосновых. Юный Прокофьев был настолько прилежным в музыке, что его трудно было остановить. К десяти годам он уже написал ряд произведения, среди которых была и опера «Гигант». После этого мальчик поступил в московскую академию, а два последующих лета к нему приезжал Рейнольд Глиер, чтобы преподавать музыку.

В возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Он провел там последующие 10 лет, но, несмотря на то, что получил внушительную технику, отзывался об этом учреждении не очень хорошо. Более важными в студенческие годы были для него знакомства с Борисом Асафьевым, Николаем Мясковским. В 1914 году Прокофьев отправляется в Лондон, где он слышит Игоря Стравинского и заключает соглашение с Сергеем Дягилевым. Однако, события семнадцатого года, заставляют зарубежных спонсоров подумать, хотят ли они иметь дело с русским композитором. В то время он пишет «Скифскую сюиту», «Первую (классическую) симфонию», первый и второй концерты для фортепиано. Вместе с этими работами и начав писать Третий концерт для фортепиано, в 1918 году Прокофьев отправляется в США, заключим соглашение о сотрудничестве с американским спонсором МакКормиком из Чикаго.

В 1921 году в Чикаго прошла премьера «Любви к трем апельсинам». Американские годы прошли для композитора выгодно, в отличие от остальных русских эмигрантов. Он начал работать, будучи в Америке, над оперой «Огненный Ангел», которая, однако, так и не была поставлена прижизненно, но которой он уделил много времени в эти несколько лет. В 1922 году он переезжает в Этель, в Баварские Альпы. Здесь он живет с мамой и первой женой, работая над вокальными и фортепьянными вещами. Вскоре они переезжают в Париж, который становится центром деятельности Прокофьева до 1936 года.

Годы, проведенные на Западе, были плодотворными для композитора. Он закончил такие вещи, как балет «Le Pas d\’acier» (1925), «Блудный сын» (1928) и «На Днепре» (1930), оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919) и «Огненный ангел» (1927), серию вокальных партий, Третий, Четвертый и Пятый концерты для фортепиано, камерную музыку, включая опусы под номером 34, 35, 39, 50 и 56, а также множество других работ.

В 1927 году Прокофьев посетил Советский Союз и был там хорошо принят. Но, во время его второй поездки в 1929 году, консервативная русская ассоциация музыкантов-пролетариев посредством прессы совершала нападки на вынужденного эмигранта. В 1932 году он нашел себе силы приехать в СССР еще раз, на этот раз ассоциация вела себя спокойно, а его друзья Мясковский, Асафьев и Глиер с энтузиазмом живописали ему творческие перспективы Советского Союза. Тогда он еще колебался, но получив заверения партийных деятелей, переехал в Москву в 1936. Если на Западе он был популярен, то здесь он постоянно находился в тени Рахманинова, Шонберга и Стравинского.

В СССР Прокофьев начал писать музыку для фильмов (кантата «Александр Невский», 1938), патриотические вещи («Кантата к двадцатому юбилею октябрьской революции», 1937) и работы легкого жанра («Петя и волк», 1936). В это время он экспериментировал со множеством стилей. В 1939 году он начал работу над оперой «Семен Котко» по Валентину Катаеву. Сотрудник Проклофьева, Всеволод Мейерхольд был сослан в трудовой лагерь за творческие ошибки. Прокофьева эти репрессии тридцатых годов не коснулись.

Во время Второй мировой войны он со второй женой был эвакуирован на Восток. Здесь вместе с Сергеем Эйзенштейном он работал над музыкой к «Ивану Грозному, написал оперу «Война и мир», а также Второй (Кабардинский) струнный квартет. В 1945 году он закончил «Пятую симфонию», а в 1948 стал главной целью для критики со стороны партии.

В последние годы концерты Прокофьева были официально ограничены из-за туманной политической ситуации, и ограничивались выступлениями перед детским слушателем. Его последние работы, включая «Седьмую симфонию» и «Каменный цветок» отразили это, и он даже заговорил, что освежил впечатления своего собственного детства.