Третий этап (4 года): осмысленно слушаем музыку

В четыре года малыш уже многое умеет, его ум пытлив и готов впитывать новые знания. Именно сейчас необходимо уделять много времени слушанию музыки. Ребенок легко уловит темп музыки и услышит знакомые ему инструменты в музыкальном произведении. Расширяйте его кругозор, расскажите о новых инструментах. Это даст ему возможность более глубоко анализировать музыку.

Ребенок готов к походу в консерваторию. Он уже многое понимает в музыке, различает темп и состав инструментов. Самое время познакомиться с понятиями минор и мажор. Объясняйте малышу на понятных для него примерах, например можно сказать, что минор – это когда грустно и хочется плакать, а мажор – когда весело.

Предложите ему определить какому произведению, какое название подходит. Для тренировки можно послушать «Первую утрату» Шумана, «Танец маленьких лебедей» из балета Чайковского, русскую песню «Во поле береза стояла». Это минорные композиции. В качестве примера мажорных произведений слушайте «Итальянскую польку» Рахманинова, «Клоунов» Кабалевского, песенку из мультфильма – «Чунга-чанга».

Малышу уже хорошо известны ударные инструменты. Представьте ему группу клавишных (фортепиано, орган, клавесин) и группу духовых (труба, флейта). Расскажите малышу, как правильно вести себя в концертном зале.

Если во время концерта будет исполнена музыка, которую малыш слышал в записи, это даст ему возможность понять разницу между звучанием «живой» музыкой и записи на диске. Для первого знакомства выбирайте короткие концерты. Музыкальные сказки – наилучший формат музыкального произведения для детей.

В этом возрасте дети начинают осознавать себя отдельными личностями и чувствуют беспокойство. Включите ребенку спокойную тихую музыку, пусть он нарисует ее или рассказывает вам, что чувствует. Музыка поможет малышу расслабиться, почувствовать себя любимым.