Этапы и методы обучения детей музыке

Обучение детей музыке основано, прежде всего, на взаимоотношениях ребенка или группы детей и преподавателя. Целенаправленные действия педагогу позволяют юному музыканту усвоить начальные знания о предмете, получить практические навыки и умения, которые помогают развивать музыкальные способности. Музыкальное обучение и воспитание имеет единые методы. Ребенок применяет знания, полученные в ходе обучения, для активной деятельности – пения, танцев, игры на инструменте, которая является неотъемлемой частью музыкального и эстетического развития личности. Многие известные педагоги утверждают, что методы могут быть разными в зависимости от целей обучения, возраста учеников и содержания самого предмета.
В этой статье представлена примерная схема обучения со основными методами, применяемыми на разных его этапах, которая подходит для большинства видов музыкального развития ребенка.
На первом этапе необходимо ознакомить ребенка с музыкальным произведением. Для этого используются такие методы как выразительное исполнение педагогом произведения, пояснения смысла композиции и рассказ об истории его создания.
Затем следует непосредственное разучивание песен, танцев, плясок, хороводов или упражнений, в ходе которых ученик должен усвоить основные навыки, знания и умения. Для этого преподаватель должен показать приемы исполнения песен или танцев, дать подробные пояснения и указания во время исполнения произведения детьми. Используются как групповые, так и индивидуальные занятия.
На третьем этапе стоит перейти к закрепления навыков, умений и знаний. Начинается самый сложный процесс – отработка сложных мест, доведение исполнения песни или танца до идеального состояния, насколько это возможно. Методика обучения здесь снова меняется. Она заключается в неоднократном повторении трудных мест, оценка общего исполнения, его качества и выразительности. Как правило, этот этап является завершающим и заканчивается финальным исполнением произведения ребенком.
Стоит отметить, что финальный этап не означает окончания обучения, ведь учиться можно бесконечно. Поэтому за ним следует дополнительный этап, который, впрочем, имеет место в течение всего срока обучения. Он заключается в закреплении навыков и знаний. Преподаватель в течение всего процесса обучения должен следить за тем, насколько хорошо ученик усвоил те или иные знания и умения, данные ему ранее. Здесь могут использоваться опросы, контрольные работы, периодическое исполнение ранее разученных произведений и т.д.