«Времена года» Чайковского – история создания

«Времена года» — это известный цикл из 12 фортепианных композиций, посвященный каждому месяцу. Петр Ильич Чайковский, великий композитор 19 века, долгое время сотрудничал с издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, который и подал ему идею создания цикла. Он же придумал названия к каждой из пьес. Осенью 1873 года композитор получает от Бернарда письмо, где тот предлагает ему написать ряд композиций согласно своей идее. Чайковский тут же соглашается и шлет ему ответ, где говорит о том, что написание фортепианных пьес последнее время очень привлекает его, и он с радостью готов выполнить его поручение. Также он благодарит за приличный гонорар и обещает в скором времени, если не будет никаких помех, прислать одну или две-три пьесы на рассмотрение. Все названия, предложенные Бернардом, музыканту понравились, в таком виде они и дошли до нас.
Уже через месяц читатели «Нувеллиста» с удивлением и радостью обнаруживают заметку, где сообщается о выходе цикла музыкальных композиций Чайковского уже в следующем году. О работе Чайковского в это время сведений не сохранилось. Известно лишь, что начал он писать пьесы в Москве. В декабре 1975 года он выслал Бернарду первые две композиции. Они были сопровождены письмом, в котором Чайковский заранее извинялся перед издателем за то, что тому, возможно, придутся не по душе его композиции. Особенно его волновала «Масленица», и он даже был готов ее переписать заново. Но Бернарду все понравилось, и вскоре пьесы были изданы.
Благодаря издателю каждая из композиций была сопровождена поэтическим эпиграфом, которые настраивали почитателей музыкального таланта Чайковского на особый лад. Неизвестно, знал ли сам композитор о том, что эти стихи будут опубликованы, но так как позже они продолжали печататься неразрывно с пьесами, можно сделать вывод, что он не был против. Впрочем, сам Чайковский не раз в своих письмах издателю упоминал, что тот платит ему такую огромную сумму, что тот готов идти на значительные уступки. Единственные изменения, которые внес композитор, касались заголовков. К пьесе «Жатва» был добавлен подзаголовок «Скерцо», а к «Святкам» — «Вальс». Однако в поздних переизданиях эти поправки не сохранились. Все 12 пьес были выпущены уже в конце 1876 года, снова по инициативе Бернарда. Их сопровождали 12 картинок с изображениями русской природы.