Отечественные музыкальные произведения

Отечественные произведения для детей отличаются от музыкальных вещей западных композиторов. И пусть даже современные вещи могут быть похожи по мелодике, однако между ними все равно остается огромное расстояние. По большей части отечественные произведения были редким исключением в творчестве таких великих композиторов, как Мусоргский, Прокофьев и Глинка. Это был, скорее всего, эксперимент с жанровым разнообразием, поэтому крупных произведений за исключением сказки Прокофьева «Петя и волк», на детскую тему и для детей у нас практически нет.

Отдельная глава в развитии детской музыки – Петр Ильич Чайковский. Его сказки: «Спящая красавица», «Щелкунчик» давно уже стали образцом культуры и признаком хорошего вкуса. Это классические произведения, на которые ходят зрители от самых маленьких до вполне созревшей молодежи, не говоря уже о взрослых. Чайковский задается создать при помощи музыкальных средств именно сказку, увлекая слушателя в мир сюжетов и переплетений мотивов. Он вводит в свое творчество мотивы иностранной музыки, фрески, тем самым, выполняя еще и педагогическую функцию.

Говоря о детской музыке стоит уделить внимание и детским песням из мультфильмов и фильмов для детей и юношества. В связи с подобной спецификой возникают такие имена, как Шаинский, Гладков, Кабалевский, Дунаевский, Пахмутова и другие. Открывая ребенку визуальный мир, они украшают его простыми и запоминающимися мелодиями, песнями о светлом и радостном, формируя, таким образом, то самое счастливое детство.

Детская музыка это не только классические концерты и фильмы. Современные театральные постановки, в которых звучит музыка Лядова, Морозова, Красева отражает понятные ребенку реалии. Адаптировав сказочные сюжеты, эти авторы пытаются донести до юного зрителя красоту музыкальных пейзажей, звуковое описание персонажей и другие нюансы, помогая им тоньше чувствовать мир вокруг себя. Недаром же, многие таланты раскрывались именно во время прослушивания чужой музыки. Хотелось бы отметить и такой жанр театральной постановки, как мюзикл. Очень жаль, что сегодня его основной целевой аудиторией являются преимущественно взрослые, хотя необходимость и популярность таких произведений среди детей, несомненно, высока.

Еще одна группа произведений для детей и юношества это песни, которые исполняются, собственно, детьми. Чаще это хоровая музыка, которая может быть как популярной, так и хоровой (последняя насчитывает уже много веков, но от этого не теряет своей красоты). Поощрение художественной самодеятельности – отличительная черта развития национальной музыки, хотя долгое время она и была сопряжена с необходимостью исполнения определенных политических заданий.

В общем, у детской отечественной музыки есть такая черта – услышав ее, ни на секунду не усомнишься, что это наши мелодии. Не важно, будет она веселой и задорной, строгой и обучающей или задумчиво-философской, это то, на чем выросли мы и растут наши дети.