Бизе

С оперой «Кармен» французский композитор Жорж Бизе (1838-1875) освежил сцену смешением жанров большой оперы и оперы комической. С точки зрения детской музыки его сюита «Игра детей» (в четыре руки) обладает огромным эстетическим и педагогическим значением.

Жорж Бизе родился в Париже. Он демонстрировал большое прилежание в музыке и в возрасте десяти лет поступил в консерваторию. Там он изучал композицию и фортепиано, орган и теорию музыки с Жаком Халеви и Шарлем Гуно. Его прогресс был настолько выдающимся, что он получил несколько премий. Кульминации его победы достигли в 1857 году, будучи отмечены Премией Рима за композицию, что позволило ему три года прожить в Италии.

На тот момент Бизе уже сочинил большое количество партий для фортепьяно, хоров и работ для оркестра. Ярким примером является его «Симфония в ми-мажоре», написанная всего за месяц, в 1855 году, но впервые исполненная только в 1935. О Бизе говорили, как о хорошем подражателе, и, действительно в его стиле можно найти что-то от Гуно, Моцарта, Россини и даже Оффенбаха. Но эта симфония обладает таким мелодическим шармом, живостью и контролем над музыкальной структурой и оркестровкой, что ее можно посчитать шедевром юношеского творчества композитора.

Менее красочно началась карьера Бизе в опере, его одноактной комической оперой «Доктор Чудо», сочиненной в возрасте восемнадцати лет. После прибытия в Рим, он пишет вторую комедию «дон Прокупио» (1858-1859). Оба произведения выполнены в итальянском духе и интересны, в основном, как ранние попытки проявления таланта.

По возвращению Бизе в Париж, он начинает зарабатывать на жизнь частными уроками и литературной поденщиной у издателей. Он мог бы сделать хорошую карьеру пианиста, ведь его умениями восхищался даже Ференц Лист, но у него не было желания играть на публике, он предпочел посвятить себя композиции. Однако его попытки на это поприще в шестидесятых годах не увенчались успехом. Вторая симфония, известная как «Рим» заняла все его внимание, начиная с 1860 и до последних штрихов, добавленных в 1871 году, но она провалилась.

В этот период Бизе написал также несколько песен, соло для фортепьяно и три оперы, написанные по законам французской гранд-оперы, установленных за тридцать лет до этого Джакомо Мейербиром. «Иван Грозный» (1865) не ставился до 1946 года, а «La Jolie fille dePerth» (1866) очень пострадал от продиктованных этими традициями напыщенных риторических приемов и сейчас представляет собой ценность только как исторический курьез. «Les Pecheurs de perles» (1863) удалась композитору лучше. Несмотря на то, что в свой первый день эта опера провалилась, в дальнейшем она оказалась лучше, чем ожидалась.

Своего творческого пика Бизе достиг в семидесятых годах. Опера «Джамиль», короткая история любви с массой экзхотических деталей и превосходной музыкой, и двенадцать партий для дуэта фортепьяно под названием «Игра детей» были написаны в 1971 году. В следующем году он написал музыку для пьесы Альфонса Доде «L\’Arlesienne» — двадцать семь этюдов великолепного качества, где используется оркестр из шестнадцати инструментов. Менее успешной получилась увертюра « Patrie» (1873).

Опера «Кармен» близка к содержанию оригинального произведения Поспера Мериме больше, чем все написанные до и после этого вещи. Здесь Бизе не стал инноватором в форме или музыкальных источниках, но он создал безупречную драму настоящих людей и их страстей. Эта музыка искренняя, красочная, прямая, демонстрирующая настоящий композиционный подчерк Бизе.

Бизе предоставлял огромную роль интуиции и разуму в творческом процессе, он считал, что именно эти две вещи влияют на его работу. Возможно, это и стало причиной того, что он отложил в сторону целый ряд великолепных сочинений, оставив гораздо более важные вещи незаконченными. Обладая великолепным слухом по части созвучия оркестра, ему удавалось реализовывать музыкальное богатство мелодий.