Ноктюрны Шопена

Неспроста Фредерика Шопена называют душой и поэтом фортепиано, ведь всю свою творческую деятельность, за исключением нескольких шедевров для других инструментов, оркестра и голоса, он посвятил именно фортепиано. Большую роль в наследии Шопена играют знаменитые ноктюрны – лиричные, мечтательные, страстные, бурные, строгие и скорбные. Они все полюбились в музыкальном мире. Слушатели привыкли к этим пьесам в фортепианном звучании, однако в последние годы становится популярным их исполнение на других музыкальных инструментах. Это очень интересно, ведь великие произведения сразу же раскрываются с другой стороны, невиданной доселе.

История создания ноктюрнов

В девятнадцатом веке ноктюрны считались наиболее популярными произведениями Шопена. По какой причине современники выбирали именно их, совсем несложно догадаться. В этих произведениях сконцентрировалась та суть, которая свойственна романтической красоте – глубоко личное, интимное, субъективно-лирическое переживание, которое полностью поглотило сознание художника нового периода. В них проявился и современный камерный пианизм, и салонное изящество, которое стало своего рода противовесом фортепианной виртуозной музыке того периода.

В общей сложности в творческом наследии гения насчитывается двадцать один ноктюрн. Интересно, что их номера абсолютно не соответствуют порядку написания, так как она ведется по датам издания. К примеру, с 1-й по 18-ю пьесы были созданы в период с 1830 до 1846 года, а вот остальные три были написаны в юношеские годы композитора. Они опубликовались только после того, как композитор умер, поэтому их называют посмертными.

Шопену был очень близок жанр ноктюрна. Над ним он стал работать еще в юношестве, до выезда из Варшавы. Его первые ноктюрны появились в 1827 году, в то время Шопен уже учился в Варшавской консерватории. Первые опыты в написании музыки трудно было назвать абсолютно самостоятельными творениями, так как они были близки по композиционному стилю первооткрывателю данного жанра – Дж. Филду.

Кому Шопен посвящал свои творения?

Три ноктюрна Шопена были написаны в тридцатых годах, и посвящены замечательной пианистке Мари Плейель, которая более известна как Камилла Мок. Игра артистки просто поражала Листа, Шумана, Мендельсона. Эта талантливая женщина была предметом обожания Г. Берлиоза, который из-за ревности даже желал убить ее, но в последний момент не смог этого сделать. Камилла с Шопеном была связана тесной дружбой. Композитор преклонялся перед ее великим талантом, как и другие деятели музыки, и поэтому он принял решение выразить собственное почтение пианистке через музыкальное посвящение.

Следующие ноктюрны композитор посвятил еще одному гению музыки, который будоражил сознание своих современников виртуозной игрой на фортепиано. Это немецкий пианист – Ф. Гиллер, который также был композитором и дирижером. С ним Шопен познакомился в Париже, в 1831 году, и в результате он стал одним из лучших его друзей.