«Времена года» Чайковского – история создания

«Времена года» — это известный цикл из 12 фортепианных композиций, посвященный каждому месяцу. Петр Ильич Чайковский, великий композитор 19 века, долгое время сотрудничал с издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, который и подал ему идею создания цикла. Он же придумал названия к каждой из пьес. Осенью 1873 года композитор получает от Бернарда письмо, где тот предлагает ему написать ряд композиций согласно своей идее. Чайковский тут же соглашается и шлет ему ответ, где говорит о том, что написание фортепианных пьес последнее время очень привлекает его, и он с радостью готов выполнить его поручение. Также он благодарит за приличный гонорар и обещает в скором времени, если не будет никаких помех, прислать одну или две-три пьесы на рассмотрение. Все названия, предложенные Бернардом, музыканту понравились, в таком виде они и дошли до нас. Читать далее ««Времена года» Чайковского – история создания»

Юность Иоганна Штрауса-младшего

Иоганн Штраус-младший – известный австрийский композитор. Приставку «-младший» его имя получило благодаря его отцу, которого звали так же, и который также является великим композитором. К слову, отношения между отцом и сыном были более, чем прохладные. Вместе с тем, можно утверждать, что Штраус-младший получил свой талант именно благодаря своему отцу. Ведь два его брата – Эдуард и Йозеф – также стали талантливыми музыкантами.
Родился Иоганн Штраус в 1825 году в Вене. Его мать очень любила музыку и танцы. Она сыграла большую роль в жизни будущего великого музыканта. Дело в том, что Штраус-старший и подумать не мог, что его дети пойдут по его стопам. Сам он постоянно изменял Анне и не был порядочным семьянином. Когда отец увидел сына со скрипкой, он обругал его и отнял инструмент. Но Анна купила мальчику новую скрипку, вскоре к игре пристрастились и остальные сыновья. Читать далее «Юность Иоганна Штрауса-младшего»

Антонио Вивальди

Антонио Вивальди родился в Венеции в 1678 году. Отец, работавший парикмахером, серьезно увлекался музыкой и отлично играл на скрипке. Он и стал первым учителем маленького Антонио. Недостаток здоровья (Вивальди с детства страдал астмой) мальчику восполняла щедрая музыкальная одаренность.
Юное дарование вскоре заметил Джованни Легренци – известный итальянский композитор и скрипач. Однако посвятить себя музыке Антонио смог не сразу. Повинуясь воле отца, он становится священником. Правда, длилось это недолго, к 25-ти годам, оставив духовную карьеру, Вивальди начинает преподавать в консерватории. И, конечно же, пишет музыку. Читать далее «Антонио Вивальди»

Никколо Паганини

Никколо Паганини – итальянский композитор и скрипач-виртуоз. Ни с одним именем в музыкальном мире не было связано такое количество легенд, слухов и сплетен. Что только о нем не говорили: и что он продал душу дьяволу, и что удивительная гибкость пальцев рук – результат хирургического вмешательства, и что он использует помощь второго скрипача, невидимого публике. Словом, разумного объяснения его удивительному дару найдено не было, а другого такого исполнителя человечество не знает до сих пор.
Неизгладимое впечатление производила внешность музыканта: невероятная худоба и угловатость, мертвенная бледность лица, глубоко запавшие горящие глаза и пальцы, казавшиеся вдвое длиннее, чем у остальных людей. Если к этому добавить своеобразность характера и множество необъяснимых поступков – становится ясно, почему так будоражила умы жизнь музыканта. Читать далее «Никколо Паганини»

Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн, прославившийся не только тем, что стал основателем современной симфонии и квартета, но и тем, что был учителем Бетховена, родился в Рорау (Нижняя Австрия) 31 марта 1732-го в семье бедного ремесленника. Способности к музыке в мальчике обнаружились рано, но средств для его обучения в семье не было. Единственной школой Йозефа стало пение в церковном хоре, сначала в Гайнбурге, а затем и в Вене.
Когда повзрослевшего Гайдна уволили из капеллы, начался самый трудный период его жизни. 8 лет он перебивается случайными заработками, однако упорно занимается музыкой, сотрудничает с Иоганном Курцем, берет уроки у известных мастеров. В 1755-м Гайдн создает свой первый струнный квартет, а через 4 года – первую симфонию. Постепенно улучшается его материальное положение, поступает предложение о службе у графа Морцина. Читать далее «Франц Йозеф Гайдн»

Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель – замечательный мастер органной и хоровой музыки и автор знаменитых во всем мире инструментальных произведений, родился 23 февраля 1685 года. Город, подаривший миру гения, носит имя Галле (Саксония). Непостижимо, однако, родиной Баха являются те же земли. Недюжинные музыкальные способности в мальчике обнаружились рано, но повинуясь воле отца, не хотевшего, чтоб сын был музыкантом, музыкой он занимался только в свободное время.
Первым учителем Генделя стал городской органист В. Цахау. Только из уважения к отцу Гендель оканчивает Галльский университет (юридический факультет), но выбирает все же путь музыканта. В Гамбурге, где он занимает должность городского органиста, Гендель создает первую свою оперу «Альмира», а следом за ней еще одну – «Нерон».
С 1707-го композитор живет и работает в Италии. Именно там он пишет множество духовных произведений, которые и поныне звучат на католических мессах. Читать далее «Георг Фридрих Гендель»

Бизе

С оперой «Кармен» французский композитор Жорж Бизе (1838-1875) освежил сцену смешением жанров большой оперы и оперы комической. С точки зрения детской музыки его сюита «Игра детей» (в четыре руки) обладает огромным эстетическим и педагогическим значением.

Жорж Бизе родился в Париже. Он демонстрировал большое прилежание в музыке и в возрасте десяти лет поступил в консерваторию. Там он изучал композицию и фортепиано, орган и теорию музыки с Жаком Халеви и Шарлем Гуно. Его прогресс был настолько выдающимся, что он получил несколько премий. Кульминации его победы достигли в 1857 году, будучи отмечены Премией Рима за композицию, что позволило ему три года прожить в Италии. Читать далее «Бизе»

Шаинский

Когда речь заходит о детских композиторах, то, прежде всего, вспоминают Владимира Шаинского. А кого же еще вспомнить, как не автора большей части музыкального оформления мультфильмов, на которых мы выросли?

Владимир Яковлевич Шаинский родился в 1925 году в Украинской ССР. В 1936 году он пошел в специализированную музыкальную школу, где учился играть на скрипке. Он делал успехи, но в его учебу вмешалась Велика Отечественная война, и его семью эвакуировали в Ташкент, Туркестан. Он продолжил обучение в ташкентской консерватории до тех пор, пока не попал в ряды Красной Армии в 1943 году. Вернувшись с фронта, он поступил в московскую консерваторию на оркестровый факультет. Оттуда он выпустился в 1949 году с дипломом скрипача (соло). В пятидесятых годах Шаинский играл в оркестре Леонида Утесова, учил подрастающее поколение и работал как композитор и музыкальный руководитель различных танцевальных оркестров. В шестидесятых годах он учился в Бакинской консерватории на факультете композиторов. Читать далее «Шаинский»

Биография

Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925 года в городе Киеве. С одиннадцати лет он начинает заниматься по классу скрипки в городской музыкальной школе, основанной при Киевской музыкальной консерватории. Учебе будущего композитора помешало наступление Великой Отечественной Войны. После эвакуации Владимир Шаинский продолжил свои музыкальные занятия в Ташкенте. В 1943 году он был призван на службу в армию.

После окончания Великой Отечественной Войны Шаинский поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет (солист-скрипач), которую успешно окончил в 1949 году. После окончания консерватории Владимир работал три года в оркестре под руководством Леонида Утесова, затем стал преподавателем в музыкальной школе. Далее он работал оркестровщиком, музыкальным руководителем и композитором различных оркестров эстрады. Читать далее «Биография»

О композиторе

1995 год для выдающегося немецкого композитора Карла Орфа был юбилейным — 100 лет со дня рождения. Прошел он у нас практически незамеченным. Никаких произведений Орфа в филармонических залах не исполнялось (не говоря уже о премьерах его работ). Собственно говоря это и неудивительно .Музыка композитора никогда не была частой гостьей на московской концертной эстраде и на вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, подавляющее большинство серьезных любителей музыки ( я не имею в виду специалистов) ответили бы примерно так: «Да, знаем. Трилогию «Триумфы» («Кармина Бурана», Ка- тулли Кармина «Триумф Афродиты») по записи, осуществленной фирмой «Супрафон» (дирижер В.Сметачек) и оперу «Умница», которую поставил в свое время Геннадий Рождественский с Большим симфоническим оркестром и солистами-вокалистами Всесоюзного радио (пластинки с записью этой оперы были выпущены фирмой «Мелодия» в 1965 году). Вот, пожалуй, и все. Ну, кому-то удалось послушать в популярном некогда радиоцикле  «Панорама оперы XX века» еще два оперных произведения Орфа — «Антигону» и «Царя Эдипа». Но пластинки эти были большой редкостью и у нас не продавались». Читать далее «О композиторе»